Образовательный процесс

Фестиваль методических разработок Конспект занятия "Путешествие по Беларуси"

25.03.2022

Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 4 «Павлинка» г. Жодино»

 

 

 

Конспект занятия на тему
«Путешествие по Беларуси»
для детей старшей группы
по образовательной области «Ребенок и общество»

 


Выполнила:
Воспитатель 2 квалификационной
категории Ещенко Е.С.

 

 

 


Жодино, 2022

Программные задачи:
 развивать социальные и познавательные мотивы к родному краю и национальной культуре; развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
 формировать осознание своей принадлежности к стране; формировать представления о стране – Республике Беларусь, столице – городе Минске, достопримечательностях столицы и областных городах Республики Беларусь;
 формировать умения показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;
 закреплять представление о государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн) и символах областей Беларуси;
 воспитывать патриотизм, нравственные и эстетические чувства к своей Родине.
Материал и оборудование: Карта РБ; настольная карта РБ для игры; разрезные картинки, телевизор, презентация по теме занятия.

Вводная часть:
В.: Ребята, сегодня у нас в группе я обнаружила письмо, но необычное (бумажное), а электронное. Давайте с вами прочитаем его.
(На экране появляется письмо)
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!»
МЕНЯ ЗОВУТ ПАВЛИНКА! И Я ХОЧУ ПРИГЛАСИТЬ ВАС ВМЕСТЕ СО МНОЙ В ПУТЕШЕСТВИЕ, ПО НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ СТРАНЕ. ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВАМ БУДУТ ВСТРЕЧАТЬСЯ РАЗНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С КОТОРЫМИ ВЫ НАДЕЮСЬ СПРАВИТЕСЬ УСПЕШНО. А ПУТЕШЕСТВОВАТЬ МЫ БУДЕМ С ВАМИ НА ПОЕЗДЕ. ГОТОВЫ? ТОГДА В ПУТЬ!
Основная часть:
Первая станция «Карта Беларуси»
Игра
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (над головой описываем круг)
Здравствуй, вольный ветерок! (плавные движения рук)
Здравствуй, маленький дубок! (ладони показывают маленький дубок)
Мы живём в одном краю - его родиной зову. (взяться за руки)
В.: Ребята, а как вы думаете, что это такое Родина?
Д.: Родина - это родители, дом, родной город, друзья.
В.: Правильно. Родина – это место, где родился человек, у каждого она одна. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, отмечают общие праздники, а если нужно, то и защищают свою Родину.
В.: Как называется наша с вами Родина?
Д.: Беларусь.
В.: Столица нашей родины?
Д.: Минск.
В.: Правильно. Давайте посмотрим на карту, какая большая наша Беларусь. Может, кто знает сколько областей в нашей стране?
Д.: В нашей стране 6 областей.
В.: А теперь давайте назовём их. Самая главная область – Минская, здесь находится наша столица. Вокруг Минской области расположились: Могилевская, Гродненская, Витебская, Брестская и Гомельская область. В каждой области есть главный город, который по своему интерес и привлекателен, поэтому жители гордятся им. А сейчас ребята, наше первое задание от Павлинки, т.к. мы запомнили области, нам нужно сложить карту.
Игра «Сложи карту»
В.: Молодцы, справились с заданием. Отправляемся дальше.
Вторая станция «Город Минск – Столица нашей Родины»
(Презентация)
В.: Минск - самый большой и главный город нашей страны. В Минске много красивых мест: площадь Якуба Коласа - Она названа в честь народного поэта
В центре площади установлен памятник поэту.
Национальная библиотека - состоит из 23 этажей и имеет форму драгоценного камня. Это главное хранилище для книг. Здесь находится 18 читальных залов, вмещающих до 2000 посетителей. Также можно посетить книжный музей, который расположен внутри библиотеки.
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Музей создан в память о страшных событиях войны.
Здесь хранятся фотографии храбрых защитников нашей страны, предметы которые помогают представить, как жили, чем занимались люди во время войны.
В.: Следующее задания для вас, собрать пазл и назвать, что у вас получилось. (ответы детей) Молодцы, всё правильно, можем отправляться дальше.
Физкультминутка на телевизоре.
Третья станция «Символы Беларуси»
(Презентация)
В.: Ребята, в каждой стране есть свои символы. Назовите, пожалуйста и покажите их.
Ответы детей (государственные символы : Герб, Флаг, Гимн)
Гимнастика для глаз
Четвертая станция «Достопримечательности Беларуси»
(Презентация)
1 слайд - Могилевский драматический театр
Это старейший театр Беларуси – он был открыт в 1888 году. Здесь показывают интересные спектакли, артисты танцуют и поют.
Герб города Могилева представляет собой изображение на голубом фоне барочного щита трех серебряных башен, в открытых воротах средней из которых находится серебряный рыцарь в доспехах с поднятым над головой мечом. Вверху над воротами на усеченном по своему основанию круглом красном щите под кровлей центральной башни находится серебряный вооруженный всадник с мечом и щитом.
2 слайд - Борисоглебская церковь
Находится в городе Гродно. Эта старейшая церковь во всей Беларуси. Ей более 900 лет. Здесь проводятся богослужения и таинства. Также действуют воскресная школа . Названа эта церковь в честь святых Бориса и Глеба.
Герб города Гродно представляет собой изображение на голубом фоне. В голубом поле щита изображён олень, скачущий через серебряный плетень, на голове оленя между рогами укреплён золотой крест.
3 слайд - «Славянский базар» в Витебске
Ежегодный международный фестиваль искусств, который проходит на сцене летнего амфитеатра. Фестивальные дни включают творческие встречи с различными деятелями мировой культуры, презентации театральных постановок и кинолент, художественные выставки, а также ярмарки с участием мастеров-ремесленников.
Герб города Витебска представляет собой испанский щит, в голубом поле которого изображен образ Спасителя. В нижней части щита изображен направленный острием влево серебряный меч с золотой рукоятью.
4 слайд - Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»
построена в память о героях – защитниках Бреста, об их мужестве и стойкости. Защитники Брестской крепости не отдали ее фашистским захватчикам, пока все не погибли.
Герб города Бреста представляет собой изображение на голубом фоне. В голубом поле барочного щита серебряный лук со стрелой, направленной наконечником вверх.
5 слайд - Гомельский дворцово-парковый ансамбль
один из старейших музеев Республики Беларусь.
Дворцово-парковый комплекс включает: дворец Румянцевых и Паскевичей, смотровую башню, "Зимний сад", старинный парк, красивый пруд, в котором плавают черные и белые лебеди.
Герб Гомеля представляет собой французский щит, в котором в изображена лежащая рысь.
В.: А сейчас ребята, вам нужно подобрать гербы к каждой достопримечательности определенной области.
Заключительная часть
В.: Ну вот ребята мы и познакомились с достопримечательностью Беларуси. Пора нам возвращаться в детский сад.

 

свернуть

Фестиваль методических разработок Семинар-практикум "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ"

25.03.2022

мМмм

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯСЛИ-САД № 4 «ПАВЛИНКА» г. ЖОДИНО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фестиваль методических разработок

 

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

 

 

Сценарий семинара-практикума

для педагогов дошкольного образования

 

 

 

 

Подготовила:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Касьяник Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жодино, 2022

Цель:  познакомить  с   современными      подходами   к приобщению дошкольников к белорусской национальной культуре; актуализировать знания по формированию у воспитанников чувство гражданственности и патриотизма; выявить собственные потенциальные возможности для совершенствования профессиональной компетентности. 

Материалы и оборудование:

Телевизор, ноутбук, мольберт, цветы ромашки и васильки, маркеры, мелкие предметы белорусского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, большая шкатулка, корзинка.

 

План проведения семинара - практикума:

  1. Занятие 1. Теоретическая часть.

Метод рефлексивной деятельности «Заверши фразу».

1.Актуальность.

2.Воспитательный потенциал белорусской народной культуры. Формы и методы работы с детьми по приобщению к белорусской народной культуре.

  1. Роль белорусского фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

4.Белорусская сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

5.Особенности работы педагога учреждения дошкольного образования по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

6.Сущность и методика проведения   белорусских народных игр.

Метод рефлексивной деятельности «Острова».

 

  1. Занятие 2. Практическая часть.
  2. Викторина «Беларусь – моя Родина».
  3. Игры:
  • игра «Волшебный сундучок»;
  • экскурсия в прошлое   «Белорусская хата»;
  • особенности питания белорусов;

3.Методические советы по организации работы с белорусской народной сказкой.

Рефлексия “Звезда сбывшихся ожиданий”.

  1. Актуальность

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал должно широко использоваться в обучении и воспитании детей.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотизм должен прививаться в семье, в дошкольном учреждении, т.к. именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека.

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций своего народа, нет патриота своей Родины.

«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Многие из нас не знают народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр.

Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды?

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям, общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания патриотизма.

Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.

 

  1. Воспитательный потенциал белорусской народной культуры. С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.

На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. 

 Национальная культура - совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.

Национальная культура включает вместе с традицонно–бытовой, профессиональной и ежедневной так же специализированные отрасли культуры. Охватывает субкультуры всех больших социальных групп и отдельных этнических общностей. Национальная культура объединяет людей, которые проживают на больших территориях и не обязательно связаны кровнородственными отношениями.

Обязательным условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с открытием письменности. О появлении национальной культуры можно говорить только тогда, когда формируется литературный (письменный) язык и национальная литература. В качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре рассматривается система образования.

Важнейшей составной частью национальной культуры является культура воспитания детей, которая развивается в системе выработанных норм и правил.

Народная педагогика включает в себя легенды и былины, богатейший фольклор, ритуальность и обрядовость, народные игры и праздники, воплощает в себе достояния ремёсел и искусства, выработанные столетиями орудия и приёмы труда, поведение, национальный характер и многое другое.

Народная педагогика, как требует того возраждение национальной школы, должна всесторонне проникать в сознание и сердца на всех возрастах образовательно-воспитательной системы, через каждый образовательный предмет, все формы и приёмы как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть каждый ребёнок дошкольного возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.

Немалая роль в приобщении детей дошкольного возраста к родной культуре отводится специалистам дошкольных учреждений. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения белорусской культуры. Они первые своей эмоциональностью, возвышенностью, лаской к родному слову должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа. Работая, нужно помнить одну, хорошо известную истину: ничего не произойдёт само по себе – без энтузиазма, общих усилий и творчества.

Для детей доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как колыбельные, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию.

Достижения народной педагогики должны занять важное место в семейном и общественном воспитании, в организации отдыха и проведении свободного времени детей. С самого раннего детства необходимо знакомить детей с доступными по содержанию сказками, постепенно усложняя содержание, а затем приобщать детей к самостоятельному созданию сказок, к развитию фантазии, выдумки. Пробуждать интерес детей к своему родоводу, к семье, воспитывать чувство гордости за трудовые и творческие поступки старших поколений, формировать чувство уважения к родному дому, к своему роду.

Особую эффективность в воспитательной работе по приобщению детей к национальной белорусской культуре приобретает включение детей в значимые для них виды деятельности. Создание необходимых условий организации национально-патриотического воспитания дошкольников предусматривает использование комплекса форм, методов и средств, направленных на формирование гражданственности.

Основные формы и методы, используемые в работе педагогами дошкольных учреждений по приобщению детей к народным традициям

Главной целью работы с детьми по приобщению к национальной культуре является:

*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;

* углубить знания о родном крае, Родине;

* формировать готовность проявить свои знания в деятельности.

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:

специально-организованная деятельность по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);

создание мини-музея;

выставки, организованнные в детском саду;

встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;

праздники и развлечения;

рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам; знакомство с предметами  декоративно-прикданого искусства, ремесленными  изделиями;

дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);

чтение произведений и инсценировки;

прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы», «Жодино —мой родной город».

Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.

С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности.

1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2) Подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

3) Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».

5) Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства.

6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

Следующие методы и приемы приведут к хорошим результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре:

*сюрпризный момент, в которой “спряталась”  тема,  необычное начало занятия (приход гостя,  героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);

* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;

* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;

*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнения (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня);

*игровые приёмы “ спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частей” и др.

* викторины;

* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;

*прослушивание музыкальных произведений;

*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам” …

*использование различных средств воздействия на настроение, эмоциональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);

* домашние задания : “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;

*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей,  будет способствовать желанию продолжить деятельность.

Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показать свои  знания.

Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке,  аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной ( “Путешествие с аистом по родной Белоруссии”,  “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).

Можно использовать мультимедийную  презентацию: “Звуки родной природы”, “Беларусь - синеокая”  и др. это  сделает процесс ознакомления ещё более интересным и увлекательным.

Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские  народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.

Все это даст возможность решать задачи развития  белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре.

Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективными индивидуальные.

Наглядные формы:

оформление папок-передвижек на тему “Детский бел. фольклор”;  “Как наши предки гостей угощали”.

оформление выставок литературы по теме;

список литературы для чтения детям;

Словесные формы:

консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.

выступления на родительских собраниях;

Коллективные формы:

Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостинной”;

“Празднуем Каляды вместе с родителями” и др.;

”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);

“Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);

Участие родителей в творческих конкурсах “Беларусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;

Совместные с родителями мероприятия обеспечат повышенное внимание родителей к использованию средств устного народного творчества (игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочные условия для эффективного взаимодействия.

 

3.Роль белорусского фольклора в патриотическом воспитании дошкольников

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние. Обеспечивают образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки. Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.                     

 

4.Белорусская сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. (Приложение 1.)

           

5.Особенности работы педагога учреждения дошкольного образования по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.

При проведении народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать объективные и субъективные качества воспитанников:

  • возрастные особенности ребят;
  • половые особенности;
  • отношение детей и их родителей к праздникам и обрядам.
  1. Возрастные особенности детей.

Haблюдения за поведением ребят разных возрастных групп свидетельствуют о том, что с возрастом интерес к проведению народных  праздников и обрядов возрастает. Дети становятся более информированными о праздниках. Появляются праздники, которые им нравятся, которых они ждут. А также  виды деятельности и занятия, которым они отдают предпочтение (водить хороводы, переодеваться, петь, танцевать, исполнять роли).

  1. Половые  особенности ребят.

Наблюдения свидетельствуют, что мальчики и девочки по-разному относятся к народным праздникам и обрядам. Мальчиков в праздниках привлекает возможность проявить активность, вступить в общение с  ровесниками и взрослыми мужчинами, движение. Девочек более привлекает возможность проявить свои чувства, переживания, пение, танцы, изготовление костюмов, красота одежды, общение со старшими на праздниках.

  1. Отношение к праздникам и обрядам.

Это качество является одним из наиболее выразительных у дошкольников. Дети по-разному относятся к праздникам и обрядам, которые проводятся в семье, в дошкольном учреждении. Есть дети, у которых качества очень ярко проявляются во время подготовки и проведения праздников. Они очень любознательны, активны, проявляют непосредственные эмоции, чувства. Участие в праздниках вызывает в них удовлетворение. Они с готовностью вступают в общение со взрослыми при подготовке к празднику, хорошо контактируют с ровесниками тогда, когда надо что-то сделать к проведению праздника. У таких ребят с возрастом увеличивается потребность участия в подготовке к празднику и в нем самом. У многих воспитанников эти качества проявляются преимущественно в виде интереса или позитивного отношения к празднику.

При проведении праздников обязательно учитываются отношение родителей к тому или иному празднику или обряду и их согласие на участие ребенка.

Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как  «Каляды»,  «Масленица», «Гуканне вясны», «Купалле» др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью. Планирование работы педагога по приобщению детей к национальной белорусской культуре через использование народных праздников и обрядов можно подчинить народному календарю.

6.Сущность и методика проведения   белорусских народных игр.

Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Ра­дость движения сочетается с духовным обо­гащением детей.

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен­ную прелесть, эстетическое значение и состав­ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на­строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. 

При организации и проведении подвижных игр  необходимо придерживаться следующих правил:

  • Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
  • Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
  • Каждый ребенок – активный участник игры.
  • При проведении  игр  исключать даже малейший  риск  угрозы  здоровью детей.
  • Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
  • При планировании проведения игр на занятии  использовать принцип:  от простого к сложному.
  • Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении  шаг за шагом добавлять их).
  • Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
  • С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
  • Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.
  • Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
  • Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
  • Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
  • Игры должны способствовать развитию детей.
  • Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
  • В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.        

Сбор детей на игру

        В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

  • В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
  • Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр

  • Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
  • Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю

  • Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
  • Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
  • Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
  • Участники  расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
  • Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПиН(а).

Организация играющих детей, проведение и руководство игрой

  • Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все участники игры.
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.
  • В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:

 1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3)содержание игры;

4)цель игры;

5)правила игры.

  • Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;
  • Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;
  • В играх с детьми младшего возраста воспитатель  берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.
  • Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на  детей, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например подает команды или звуковые и зрительные сигналы  к началу игры.
  • Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.
  • Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.
  • Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
  • Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.
  • Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
  • Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

 

Окончание игры и подведение итогов:

В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

  • В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают, кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
  • Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
  • Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
  • К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть:
  2. Викторина «Беларусь – моя Родина».

В зал под белорусскую народную музыку  входит  Беларусочка (педагог переодетый в белорусский национальный костюм, в руках корзина).

Ведущий: к нам в гости  пришла Беларусочка . Проходите, пожалуйста!

Беларусочка Я очень люблю свою Родину – свой белорусский  край, его обычаи и традиции. Я знаю много игр  и хочу поиграть с вами.

Для этого предлагаю  разделиться на две команды «Ромашки» и «Васильки» (ставит  на столы: букет из ромашек и васильков, в качестве жюри назначает ведущего).

БеларусочкаУ меня в корзинке много интересных вопросов, заданий и игр.

1 вопрос:

Почему наша страна зовется Беларусь? ( потому что люди, которые тут живут  - бело-русые, светлоглазые, стройные, красивые; от большого количества снега, который выпадает зимой; от белого цвета в одежде и т.д.).

2 вопрос:

Какие виды народных ремесел    Белоруссии    вы знаете? (вышивка, ткачество, плетение, гончарство, резьба по дереву и т.д.).

3 вопрос:

Какие растения - символы Белоруссии вы знаете? (василёк, лен, клевер, незабудки, рожь, «бульба» и др.).

4 вопрос:

Какие животные являются символами Беларуси? (зубр, заяц, медведь, волк).

5 вопрос:

Какие птицы-символы Беларуси вы знаете? (аист, жаворонок …)

6 вопрос:

Какие государственные символы нашей страны вы знаете? ( флаг, герб, гимн, педагоги рассказывают о символах страны).

Белорусочка: Молодцы, вы все знаете о наших символах.

Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства. Мы хорошо знаем свою историю, но наши помыслы устремлены не в прошлое, а в будущее. Герб и флаг Республики Беларусь - символы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее.

 (жюри подводит итог).

Беларусочка:  А   сейчас. Давайте поиграем и отдохнем. 

Хороводная игра «Ехаў Ясь на кірмаш»

                                                          

Разучивание бел. народной игры «Грушка». (участники становятся в  круг).

Мы пасадзім грушку ўсе, усе,

Няхай наша грушка расце, расце.

Вырасці ты, грушка, вось такой вышыні,

Распусцісь ты, грушка, вось такой шырыні,

Расці, расці, грушка, ды ў добры час.

Маленькая... (імя) , паскачы для нас.

А ўжо наша грушка распусцілася,

Маленькая ... (імя) зажурылася.

А мы тую грушку ўсе шчыпаць будзем,

Ад маленькай ...(імя) уцякаць будзем.

 

Беларусочка: Продолжим отвечать на  вопросы.

Вопрос  7:                                                                                          

Какие белорусские народные сказки вы знаете? Почему они называются народными? ( “Пра быка і яго сяброў”, “Жаронцы”, “Лёгкі хлеб”, “Не сілай а разумам”, “Лісіца – хітрыца”, “Як кот звыроў напалохаў”, “Селянін, мядзведзь і лісіца”, “Верабей і мыш”, “Кот Максім”, “Гарошак”).

Вопрос 8:

 Какик белорусские народные праздники вы знаете?(“Каляды”, “Гуканне вясны”, “Дажынкі”, “Багач”, “Вадахрышча”, “Масляніца”, “Саракі”, “Валачобніцтва”, “Вялікдзень”, “Сёмуха”, “Купалле “, “Спас”, “Пакровы”, “Дзяды” ( стр. 112 “Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці” Н.В. Пралыгіна)

Вопрос 9:

Какие деревья растут на белорусской земле? (сосна, елка, осина, дуб, липа, береза, рябина, клён).

Вопрос 10:

Какие реки и озёра есть в Белоруссии? (  Реки самые крупные: Неман, Днепр, Березина, Сож,  Припять.  Озера: Нароч, Свитязь, Кромань).

Беларусочка : Все вы знаете,  что такое поговорки. Они очень часто  используются в фольклоре, художественных произведениях, разговорной речи. Необходимо разучивать их с детьми, так как в них заложен глубокий смысл,  народная мудрость. Сейчас я вам буду читать белорусские поговорки, а вы должны назвать русские соответствующие.

1.Любіш паганяць – любі і каня гадаваць.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

 2.Дзе кухарак шэсць, там няма чаго есць.

  У семи нянек дитя без глаза.

3.Чалавек без сяброў, што печ без дроў.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  1. Праца гадуе, а лянота марнуе.

Труд человека кормит, а лень портит.

5.Лежачы і грошы старэюць.

Под лежачий камень вода не течет.

  1. Не будзь ласы на чужыя каўбасы.

На чужой каравай рот  не разевай  и т.д. (Приложение 2.)

(жюри подводит итог).  

Беларусочка :  А сейчас мы будем учиться «собирать»  поговорки (участникам надо найти продолжение поговорки).

Лепш сто сяброў,….;

З кім пазнаешся,…;

Век пражыць - …;

Хто пытае,…

(жюри подводит итог).

Беларусочка :  Хочу  научить вас  играть еще в одну интересную бел. народную подвижную игру «Міхасік”.  Обязательно разучите ее с детьми.

- Для проведения игры разложим кольца по кругу, их должно быть на один меньше чем игроков. Возле колец становятся игроки. Один из игроков говорит слова:

- Ты, Міхаська, не зявай!

Лапаточкі абувай, абувай!

Звучит белорусская народная мелодия, игроки танцуя движутся по кругу. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и стараются как можно быстрее «абуць лапці” – занять свободное место в одном с колец.  Игрок, который остался без “лапцей”,  выбывает  из игры.

После этого забирается еще один обруч, и игра продолжается до того времени, пока в круге не останется один игрок. Он считается победителем.

Беларусочка  желает всем добра и здоровья, любить свой край и традиции, уходит.

Беларусочка : А сейчас я хочу Вам предложить игру «Волшебный сундучок»

  • Игра «Волшебный сундучок».

В сундучке мелкие предметы бел народного творчества или быта. Предлагается участникам достать предмет из сундучка  и рассказать:  для чего он предназначен и как его использовали белорусы.

Беларусочка : Давайте с Вами немножко попутешесуем. Приглашаю Вас на экскурсию в прошлое

  • Экскурсия в прошлое  «Белорусская хата»

- С какого материала делали хаты?

(с дерева, в основном из сосны, елки, дуба. Лес готовили зимой, когда растительные соки уходили в корни. Подготовленный зимой материал быстрее высыхал, имел более плотную древесину. Построенные из такого материала дома, могли служить 100-150 лет. Запрещалось использовать в строительстве деревья поваленные бурей. По поверьям, злодеи могут поселиться в новую хату.)

 - В каком месте начинали строить хату?

(При выборе места строительства жилья хозяин руководствовался как рациональными соображениями ( удобство коммуникаций,  характер грунта, окружающая среда, соседство и т.д.), так и древними представлениями. Обычай не позволял строить дом на скрещении дорог, где раньше стояла баня, на том месте где произошло убийство. Считалось, что в этом месте живут черти, ведьмы. После строительства дома  устраивали новоселье -  большой семейный праздник. Заранее приглашали священника , который окроплял новый дом святой водой. На ночь перед заселением в хату пускали петуха  или кошку, которые по поверью отпугивали нечистую силу и служили оберегами. При переходе в новую хату со старой брали огонь из очага, при зажженных  свечах переносили образа, обязательно  таз в котором замешивали  тесто для хлеба.)

 

 

- Сколько комнат имела белоруская хата?

( Хата имела одну комнату с целью сбережения тепла. К ней пристраивались сени, в которых была отгорожена небольшая кладовая. Она служила для хранения зерна, продуктов, бытовых предметов, одежды.)

- Какие постройки размещались рядом с хатой?

(Жильё и хозяйственные строения размещались по периметру двора. К дому примыкали сараи. Вся дворовая территория делилась на чистый двор и задний двор, где располагались сараи.)

  • Особенности питания белоруссов.

- Вспомнить и назвать поговорки об особенностях питания белорусов:

Якая яда, такая і хада.

Хлеб у доме – гаспадар, на працы – друг, у дарозе – таварыш.

Вялікі кусок дзярэ раток.

Госць, не дзьміся – еш, што ў місе.

Чалавек галодны ні на што не годны.

Адзін з’еш хоць вала – адна хвала, а як станеш з людзьмі есць – будзеш мець чэсць.

На смачны кусочак  знойдзецца раточак.

Калі на стале гусь і парася, то работа хараша.

Ведущий: питание белорусов было связано с бытом, культурой, обычаями народа. Особенно тесно оно связано с порами года.

Трудным для простых людей было весеннее время, когда они ели только картошку, крапиву.

Особенностью белоруской народной кухни было экономность в расходовании продуктов, высокая требовательность членов семьи к чистоте и аккуратности. По наличии хлеба судили о достатке семьи.

Много присказок и поговорок сложено в народе о хлебе: « Хлеб над всеми господствует», «Хлеб – всему голова».

(предложить перечислить названия белорусских национальных блюд, рассказать рецепты их приготовления).

Ведущий: Все участники нашего мероприятия были активными и внимательными.

Исходя из всего услышанного и проделанного,  можно сделать вывод: приобщение детей к белорусской национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра. И специально подобранные игры, беседы помогут в работе по формированию у дошкольников национального самосознания.

Рефлексия: «Звезда сбывшихся ожиданий”.

 

 

 

Литература:

  1. Цяленчанка, В.М. Мой родны кут…: зборнiк метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашкольнага ўзросту. У  2 ч. Ч. 1 /  А.І.Цяленчанка. - Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2006. 143с.
  2. Цяленчанка, В.М. Мой родны кут…: зборнiк метадычных матэрыялаў па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашкольнага ўзросту. У  2 ч. Ч. 2 /  А.І.Цяленчанка. - Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2006. 155с.
  3. Дубовская, Л.В. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста “Спадчына”/ составитель Л.В. Дубовская; под редакцией Л.В. Телепченко. - Мозырь «Содействие», 2007. – 220с.
  4. Дубініна,Дз.Ул.. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў./ Дубініна Дз. Ул. - Мн. “Зорны верасень” 2008г. – 120с.
  5. Пралыгіна. Н.В. Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці / склад.– Мазыр : Белы Вецер, 2010. – 147 с.
  6. Красюк, В. С. Праменьчыкі выхавання патрыятызму : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі : у 2 ч. Ч. 1 / [склад.: В. С. Красюк, М. М. Сцепчанка, К. В. Шавяленка]. — 2-е выд. — Мазыр : Белы Вецер, 2010. — 154 с.
  7. Красюк, В. С. Праменьчыкі выхавання патрыятызму : дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі : у 2 ч. Ч. 2 / [склад.: В. С. Красюк, М. М. Сцепчанка, К. В. Шавяленка]. — 2-е выд. — Мазыр : Белы Вецер, 2010. — 143с.
  8. Грышкевич, І.К. Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. У 2 ч. Ч. 1 / Складальнік Грышкевіч І.К. – Мазыр:Содействие, 2006г. – 126с.
  9. Грышкевич, І.К. Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. У 2 ч. Ч. 2 / Складальнік Грышкевіч І.К. – Мазыр:Содействие, 2006г. – 124с.
  10. Каханоўская, А.В. Этнакультурнае выхаванне: фарміраванне асноў патрыятызму у старэйшых дашкольнікаў: вычэбна-метадычны дапаможнік/ А.В. Каханоўская; ДУА Мін.абл.інстытут развіцця адукацыі – Мінск: Мін.абл..ІРА, 2013 – 100с.
  11. Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі/ Д.М. Дубініна.  - Мінск: Новое знание, 2016 – 208с.
  12. Пралыгіна, Н.В. Фарміраванне нацыянальнай свядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаўустаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі/ склад. Н.В.Пралыгіна. – Мазыр: Белы вецер. 2010. – 147.
  13. Старжынская, Н.С. Сябруем і гуляем разам./ Н.С. Старжынская – Мн.: “Народная асвета”, 1994 – 80 с.
  14. Инструктивно–методическое письмо Министерства Республики Беларусь к 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 учебному году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методические рекомендации по организации работы с белорусской народной сказкой.

Ранний возраст и вторая младшая группа:

1 этап – сказка рассказывается на память воспитателем индивидуально или подгруппе детей.

11 этап – подготовительный. Здесь используются разнообразные виды игр, упражнения, задания, литературный и песенный материал. Другими словами,  детей подготавливают к восприятию сказки.

111 этап – проведение сюжетно-тематического занятия на основе бел. сказки. Занятие  проводится по подгруппам.

В первой части занятия даются упражнения, игры, задания на пробуждение интереса к познанию нового, концентрацию  внимания. Используются игрушки, предметы, оборудование в соответствии с содержанием сказки, создаются условия для деятельности различных анализаторов.

Основная часть занятия включает непосредственную работу над сказкой. При рассказывании обязательным элементом должна быть наглядность, т.к. у детей в этом возрасте наглядно-образное мышление.

В заключительной части занятия подводится итог.  Используются вопаросы

( от двух – до пяти).

Средняя группа:

Здесь необходимо предусмотреть виды деятельности, необходимые для развития самостоятельной речевой деятельности. Для этого могут быть использованы различные варианты: прослушивание  грамзаписи, инсценировка отрывков сказки, игры-драматизации, рассматривание картинок и иллюстраций, организация игр по мотивам сказки.

Детям, которые легко и быстро усвоили материал, необходимо предложить более сложную работу или дать дополнительные задания.

Старшая группа:

Значительно усложняется   содержание работы по ознакомлению с бел. сказкой, т.к. с расширением объёма знаний меняется и характер речевой деятельности детей этого возраста.

Рекомендуется проводить специальные беседы о ранее прочитанных  сказках, во время которых задаются вопросы, предлагается предположить реплики героев сказки, их поступки. Очень важно давать большую самостоятельность детям как в выборе игры, так и в творческом решении её задач: личные оригинальные смелые решения, желание свободно выражать своё отношение к окружающему. Представления детей должны быть направлены на поиск и создание нового, тем самым дети защищают свою индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Прыказкі і прымаўкі

Прыказкi  i  прымаўкi

Пословицы и поговорки

Памалу едучы, далей будзеш.

Тише едешь, дальше будешь. 

Гавораць, гамоняць, ды ня ведаюць, дзе звоняць.

Слышал звон, да не знает, где он. 

Дзе нянек многа, там дзцiя бязнога.

У семи нянек дитя без глаза.

У страху вочы па яблыку.

У страха глаза велики.

Загляне сонца i у наша ваконца.

Будет и наше время

Калi улез у дугу - не кажы "не магу".

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.

Што галава, то розум.

Што ни голова, то ум.

Пакуль жанiцца - загаiцца.

До свадьбы заживёт. 

Знай каток свой куток.

Знай сверчок свой шесток.

На Бога спадзявайся, але й сам старайся.

На Бога надейся, но сам не плошай.

Ад цяплосьцi не баляць косьцi.

Пар костей не ломит. 

 Пасьпех - людзям на сьмех.

Поспешишь - людей насмешишь.

Бачыць вока, але ляжыць высока.

Видит око, да зуб неймет.

Абое - рабое.

Два сапога - пара.

Як баба да дзеда, так i дзед да бабы.

Долг платежом красен.

На вуснах - мёд, а на сэрцы – лёд.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Што па тэй чэсьцi, калi няма чаго есьцi.

Соловья баснями не кормят.

Пераначуем - болей пачуем.

Утро вечера мудренее.

Тая зязюля, але ня так кукуе.

Федот, да не тот.

Што душа мае, тым i прыймае.

Чем богат, тем и рад.

Першы блiн сабаку

Первый блин комом.

 

свернуть

Беларуская цацка

01.11.2021

У сярэдняй групе №9 прайшоў занятак па адукацыйнай галіне “ Дзіця і грамадства” на тэму беларуская цацка. Мэтай занятка было вучыць дзяцей правільна называць цацкі па беларуску. Дзеці пазнаёміліся з народнымі цацкамі, навучыліся параўноўваць іх, знаходіць адрозненне. Выхавацель развиваў у дзяцей уменне разважаць, узбагачаў слоунік беларускімі словамі, выхоўваў у выхавнцаў працавітасць, беражлівыя адносіны да рэчаў, цацак.

Дзецям вельмі спадабалася падарожжа ў свет беларускай цацкі.

 

свернуть

Юные исследователи.

27.10.2021

          В процессе решения задач учебной программы по образовательной области «Ребенок и природа» ребята старшей группы № 7 со своим педагогом отправились в увлекательное путешествие с волшебным другом – Воздухом. Ребята перенеслись в секретную лабораторию, превратились в маленьких ученых и провели интересные и познавательные опыты. В результате проделанной работы воспитанники закрепили знания о свойствах воздуха, получили ряд положительных эмоций.

свернуть
Меню раздела